02.04.2012 Категории земель хоронят живыми, без изменений закона

Тихо и незаметно, без лишнего шума и восторгов в СМИ, правительство приняло решение о ликвидации категорий земель как класса. Между тем, в Земельном кодексе России всех времен и царствований, категории земель были и пока есть как государственное назначение земель по их пригодности и потребности в них.

Правительство РФ взяло курс на ликвидацию категорий до внесения каких-либо поправок в Земельный кодекс РФ, заранее предвидя что Госдума РФ отменит категорирование как основу учета и как основу планирования землепользования и землеустройства. Если следовать нормам Конституции РФ, то подобное игнорирование Федерального собрания можно квалифицировать как захват власти.

Вот этот документ, оставшийся в тени:

Распоряжение Правительства РФ
от 3 марта 2012 г. №297-р

Об утверждении прилагаемых Основ государственной политики использования1 земельного фонда Российской Федерации
на 2012 - 2017 годы

1. Утвердить прилагаемые Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.

2. Минэкономразвития России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при формировании и осуществлении региональных программ социально-экономического развития учитывать положения Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2017 годы.

Председатель Правительства Российской Федерации     В.Путин

УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 3 марта 2012 г. № 297-р

О С Н О В Ы
государственной политики
использования земельного фонда Российской Федерации
на 2012 - 2017 годы

I. Общие положения

Государственная политика Российской Федерации по управлению земельным фондом Российской Федерации (далее - государственная политика по управлению земельным фондом) направлена на создание и совершенствование правовых, экономических, социальных и организационных условий для развития земельных отношений, осуществляется исходя из понимания о земельных участках как об особых объектах природного мира, используемых в качестве основы жизни и деятельности человека, средства производства в сельском хозяйстве и иной деятельности, и одновременно как о недвижимом имуществе с особым правовым режимом.

Настоящий документ определяет основные цели, задачи и направления реализации государственной политики по управлению земельным фондом, под которым понимается совокупность всех земельных участков и земель, расположенных в границах территории Российской Федерации (далее соответственно - земельные участки, земли).

II. Цели и задачи государственной политики по управлению земельным фондом

Целями государственной политики по управлению земельным фондом являются повышение эффективности использования земель, охрана земель как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве при обеспечении продовольственной безопасности страны.

Основными задачами государственной политики по управлению земельным фондом являются2:

1. создание условий для организации рационального и эффективного использования земельных участков, включающих в себя учет общественных и отраслевых потребностей, требования устойчивого развития территорий, а также соблюдение гарантий прав участников земельных отношений;

2. обеспечение охраны природы и окружающей среды, в том числе охраны земель и сохранения объектов культурного наследия;

3. сохранение и повышение качественного состояния земель;

4. сохранение статуса особо охраняемых природных территорий как особо охраняемых земель в составе земельного фонда;

5. обеспечение условий для повышения эффективности гражданского оборота земельных участков, в том числе направленных на защиту прав на недвижимое имущество, а также для снижения административных барьеров и обеспечения налогообложения недвижимости.

III. Основные направления государственной политики по управлению земельным фондом3

Основными направлениями государственной политики по управлению земельным фондом являются4:

a) совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории;

b) совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям;

c) обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;

d) совершенствование порядка образования земельных участков;

e) совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;

f) совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд;

g) совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием;

h) уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее - сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение;

i) развитие государственного мониторинга земель;

j) совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений.

а) Совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе5:

  • определение правового режима земельных участков на основании видов разрешенного использования в соответствии с документами территориального планирования, в том числе создание классификатора видов разрешенного использования земельных участков;
  • обеспечение защиты от произвольного и (или) необоснованного изменения видов разрешенного использования земельных участков при осуществлении территориального зонирования, в том числе обеспечение сохранения особо ценных земель;
  • установление допустимого соотношения между основными и вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков;
  • установление порядка определения видов разрешенного использования земельных участков при отсутствии документов территориального планирования.

b) Совершенствование порядка предоставления земельных участков гражданам и организациям предусматривает в том числе:

  • предоставление земельных участков на торгах, проводимых в общем порядке в виде открытых аукционов;
  • установление перечня случаев льготного предоставления земельных участков (без торгов, по льготной цене или бесплатно и др.), в том числе учитывая необходимость поддержки развития отраслей экономики, социальной поддержки населения, включая повышение уровня жизни сельского населения и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также обеспечения обороны и безопасности государства, сохранения природы и объектов культурного наследия;
  • совершенствование порядка передачи земельных участков с одного уровня публичной власти на другой в целях рационального управления землями, в том числе муниципальным образованиям для обеспечения их развития.

c) Обеспечение гарантий прав на землю и защита прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков предусматривают в том числе:

  • уточнение перечня вещных прав на земельные участки, подлежащих государственной регистрации;
  • совершенствование порядка применения приобретательной давности в качестве основания для возникновения права собственности, обеспечение дополнительной защиты для собственников земельных участков, права которых были зарегистрированы;
  • установление возможности предъявления собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков требований об их выкупе или возмещении убытков в случае ограничений использования земельных участков в связи с установлением охранных и санитарно-защитных зон;
  • установление порядка учета мнения правообладателя при изменении видов разрешенного использования земельных участков и порядка возмещения убытков, причиненных решениями об изменении видов разрешенного использования или решениями об установлении ограничений прав на землю без согласия правообладателя земельного участка.

d) Совершенствование порядка образования земельных участков предусматривает в том числе:

  • определение единого документа, составляемого для целей образования земельных участков, а также требований к его содержанию, разработке, согласованию и утверждению, в том числе в электронном виде;
  • обеспечение условий для одновременного осуществления кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам;
  • установление порядка образования земельных участков с целью устранения недостатков, препятствующих рациональному использованию и охране земель (вклинивание, вкрапливание, изломанность границ, чересполосица, невозможность размещения объектов недвижимости).

e) Совершенствование государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предусматривает в том числе:

  • уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
  • установление возможности привлечения нарушителей к ответственности на основании данных дистанционного зондирования;
  • повышение ответственности за неиспользование или ненадлежащее использование земельных участков, в том числе в части установления размера административного штрафа в зависимости от площади и кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено земельное правонарушение.

f) Совершенствование порядка изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд предусматривает в том числе:

  • уточнение случаев изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • уточнение порядка выявления и уведомления правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе особенности такого порядка в отношении лиц, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • установление порядка принятия решений об изъятии земельных участков для государственных нужд, включая определение органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных принимать указанные решения;
  • определение порядка образования земельных участков, которые предстоит изъять, в том числе принудительно;
  • установление порядка предоставления земельных участков взамен изъятых;
  • установление возможности привлечения частных средств для оплаты выкупной цены и убытков, причиняемых изъятием земельных участков;
  • уточнение порядка оценки изымаемых земельных участков и расположенных на них объектов, установление порядка расчета убытков, причиняемых таким изъятием;
  • предоставление дополнительных прав правообладателям изымаемых земельных участков (право пользования земельным участком в течение определенного времени после его изъятия, право на предоставление иного недвижимого имущества в зачет стоимости изъятого земельного участка и др.).
  • Совершенствование порядка изъятия земельных участков в связи с их ненадлежащим использованием, включая уточнение оснований для такого изъятия, а также полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении мероприятий, связанных с изъятием, предусматривает в том числе определение мер по государственной поддержке мероприятий по вовлечению неиспользуемых земельных участков в хозяйственный оборот и эффективному использованию мелиорированных земель.

h) Уточнение случаев и порядка установления ограничений прав собственности на земельный участок без изъятия земельного участка, а также прав ограниченного пользования чужим земельным участком (далее - сервитут) для обеспечения размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами, имеющих государственное или муниципальное значение, предусматривает в том числе:

  • установление случаев размещения линейных объектов и объектов, связанных с пользованием недрами на землях и земельных участках вне зависимости от факта государственной регистрации права собственности на такие земли и земельные участки;
  • установление возможности строительства или размещения линейных объектов, за исключением особо опасных (железные и автомобильные дороги, газопроводы высокого давления), а также ряда объектов, связанных с пользованием недрами, на земельных участках (землях) любого разрешенного использования, за исключением тех земельных участков, на которых такая хозяйственная деятельность запрещена;
  • определение порядка установления сервитутов, при котором сервитут устанавливается в связи с обращением заинтересованного лица, на основании схемы границ сервитута на кадастровой карте территории;
  • изменение порядка оформления сервитута в части установления возможности включения сведений о границах сервитута, указанных в схеме границ сервитута на кадастровой карте территории, в государственный кадастр недвижимости в ходе информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости без их последующей регистрации, что позволит обеспечить многократное снижение стоимости оформления доступа к земельным участкам (за счет отказа от уплаты государственной пошлины и отсутствия необходимости проведения кадастровых работ);
  • уточнение порядка внесения платы за сервитут, в том числе в части отказа от внесения платы за сервитут в виде единовременного платежа.

i) Развитие государственного мониторинга земель предусматривает в том числе:

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценку этих изменений, прогноз и выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • обеспечение граждан, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацией о состоянии земель.

j) Совершенствование взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственной политики по управлению земельным фондом, а также совершенствование порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений предусматривает в том числе:

  • исключение требований о представлении заявителем документов, которые могут быть получены органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в порядке запроса у иных органов власти;
  • переход в основном к электронному документообороту с целью увеличения скорости обмена данными и удешевления документооборота;
  • опубликование в электронном виде документов, касающихся порядка предоставления государственных услуг в области земельных отношений, возможностей и условий предоставления земельных участков.

IV. Меры по осуществлению государственной политики по управлению земельным фондом6

Государственная политика по управлению земельным фондом осуществляется посредством реализации следующих мероприятий:

  • разработка и принятие нормативных правовых актов, направленных на совершенствование земельно-имущественных отношений в соответствии с направлениями земельной политики;
  • разработка и осуществление государственных и муниципальных программ по соответствующим направлениям земельной политики;
  • контроль и надзор за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по реализации земельной политики.

++++++++++++

Распоряжение №297-р заслуживает внимания не потому, что оно важно для совершенствования управления использованием, а потому, что оно важно для дела разрушения порядка и завершения раздела земли между спекулянтами.

Документ заслуживает того, чтобы вы прочитать его еще раз.

Это не сложно, в документе всего 4 раздела.

Вот, читаем и замечаем:

1 раздел: Происходит замена политики использования на политику управления. Одновременно земельный участок смешивается с некими "землями", вне зависимости от категорий.

Чей это стиль?

2 раздел: Вводятся цели и задачи. При этом формулировка задач повторяет формулировку цели. Похоже автор не видит отличий между целями и задачами. Между тем, цель, как упорядоченная совокупность задач, содержит на первом месте ту задачу, которая важнее всех и подчиняет себе все прочие задачи. Судя по тексту, целью распоряжения является ликвидация категорий земель, а все прочие совершенствования не более чем мишура и туман.

3 раздел: Вводятся основные направления по управлению земельным фондом. Всего направлений 10, но этих направлений под грифом "в том числе" перечислены еще 12 направлений. Можно было ввести еще сотни две, но наверное авторы торопились очень, перед выборами. Так, на всякий случай поспешали.

Все направления являются совершенствованиями и уточнениями, но новое среди них только одно, а именно первое в списке:

а) Совершенствование порядка определения правового режима земельных участков путем исключения из земельного законодательства принципа деления земель по целевому назначению на категории предусматривает в том числе …. "

Остальные направления уже не направления, а дороги с глубокими колеями, хожены-перехожены кругами или находятся в тупике.

В списке направлений вы найдете и обеспечение гарантий прав на землю и защиту прав и законных интересов собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков и развитие государственного мониторинга земель. Если они вошли в список направлений - значит их не было ? Или как понимать?

Может быть вы нашли какое-нибудь новое направление?

Может быть такое как "обеспечение условий для одновременного осуществления кадастрового учета и регистрации прав на образуемые земельные участки, в том числе принадлежащие нескольким лицам"?

Нет, это не ново. Это уже есть в законах №122-ФЗ и №221-ФЗ.

Новый пункт всего один: устранение учетных категорий земель.

Остальное - пустые декларации и повторы.

4 раздел: Меры по проведению политики. Это принятие нормативных актов, целевых программ и контроль за регионалами и муниципалами, с надзором.

Меры настолько новы, что от них так и тянет на хорошие дела…

Как вы думаете, кто и зачем готовил это распоряжение?

Похоже, что ноги растут из Росреестра, а голова где-то в другом месте, так как Росреестру категории не помеха.

Вопрос "зачем" приоткрывается из очевидной спешки и даты подписания, 3 марта7. Для подстраховки. Мало ли чего, а документ есть, вот он.

По поводу распоряжения №297-р в СМИ тишина. Как будто так и надо.

Между тем, если категории будут изничтожены, то последствия для рядовых граждан России будут весьма тяжкие (см. публикацию на нашем сайте "Что произойдет, если назначения заменят использованием").

Категории земель - это учетные категории, этот государственное назначение земель.

Они нужны для государственного планирования и государственного контроля.

Никто и никогда не запрещал использование земель конкретной категории по разным хозяйственным назначениям. На землях первой категории (сельхозначнения) всегда были участки для строений и сооружений, равно как на землях поселений ( категория 2) всегда были участки лесного, водного и сельскохозяйственного использования.

Использование - это процесс, с его изменчивыми плюсами и минусами исключающими фиксацию и стабильность как начало отсчета.

Назначение, в т.ч. государственные категории земель, - это стабильное состояние, начальная точка планирования производства и потребления.

Давление земельных спекулянтов на бюрократический чиновничий аппарат с восторгом принимается диктаторами от бюрократии. Это и есть коррупция в чистом виде, какими бы "совершенствованиями" ее не называли.

Есть дело, и есть слово. Когда с коррупцией борются на бумаге- это спекулянтам нравится: бумага найдет место в корзине.

Но когда в помощь спекулянтам появляются нормативно-правовые акты, то это для них как масло в кашу, вкусно и питательно.

Согласно распоряжению, МЭР РФ со товарищи должен в трехмесячный срок срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Основ. А про внесение поправок в ЗК РФ и речи нет. Действительно, зачем нужны всякие там кодексы, когда есть управители?

А так как раздел 4 распоряжения понимает под мерами новые нормативные акты типа решений правительства, новые целевые программы и усиленный контроль за регионалами и муниципалами, то надо ждать этих самых актов, программ и усиления надзора за регионалами и муниципалами.

А то вдруг прихватят еще чего лишнего с федерального стола.

Так как законодатель по свей природе является проектировщиком будущего, внося положительные изменения в общественный Закон, то отмена категорий, как главного инструмента планирования землеустройства и строительства, будет хорошей точкой в работе всего Федерального собрания.

Посмотрим, как повернется дело.

А как повернется - туда и приплывем.


1 Здесь и далее все выделения текста шрифтом и подчеркиванием выполнены АНО БТИ.
Для начала заметьте: речь идет об использовании, а не об управлении земельным фондом. Согласитесь, разница между использованием и управлением немалая. Ровно такая же, как между распоряжением и пользованием.

2 Нумерация пунктов введена АНО БТИ . В подлинном тексте нет ни нумерации, ни маркировки.

3 Основы политики - это совершенствование. Неужели все так плохо?

4 Маркировка введена АНО БТИ. В тексте распоряжения маркировки нет.

5 Все что перечислено далее по тексту никак не связано с категориями земель.
Наличие категорий позволяет планирование и контроль, но мешает произволу чиновников и самодурству.

6 Принятие нормативных актов, разработка программ, контроль и надзор - все это было и без этих "Основ политики"

7 Это еще не день смерти Сталина, а объявленный по радио инсульт. 3 марта- предвыборный день. День тишины.

http://www.anobti.ru

 

 
Яндекс.Метрика


г.Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 167
7 этаж, офис 707
Тел./факс: +7 383 240-81-52
info@obp-nsk.ru